Как попасть в Sabit: советы обаятельного HR
Привет! Меня зовут Аня, я работаю в отделе развития интернет-агентства Sabit. Еще пару месяцев назад одним из приоритетных направлений моей работы был поиск сотрудников в нашу команду. Сейчас я полностью сфокусировалась на задачах по развитию, а подбор кандидатов в команду перешел в заботливые руки HR-специалиста Маши.
За время работы в HR-направлении я изучила сотни, а то и тысячи резюме и провела десятки интервью на 6 разных вакансий нашего агентства. Из этого опыта я вынесла основные трудности, которые мешают кандидатам успешно пройти отбор и начать карьеру в нашей сфере.

В этой статье хочу приоткрыть завесу тайны и рассказать, как попасть на работу в агентство интернет-маркетинга, если у вас нет опыта, и как выглядит процесс подбора новых сотрудников со стороны работодателя. Поехали!
Особенность нашей сферы в том, что в университетах не выпускают специалистов по интернет-маркетингу. Поэтому, несмотря на то, что мы ищем сотрудников с опытом, также рассматриваем и кандидатов без опыта, но с огромным желанием развиваться в профессии, интересом к рекламе и огоньком в глазах. Если это про вас, полдела сделано. Осталось это показать :)
Отклик

Наше знакомство с кандидатом начинается с отклика на вакансию.

За день менеджер по персоналу получает и обрабатывает до двух-трех десятков откликов. При таком объеме обезличенных оповещений от Headhunter со стандартным «Прошу Вас рассмотреть мою кандидатуру на вакансию (вставить нужное))» важно выделиться и запомниться.

Первое, что видит HR — это сопроводительное письмо к отклику. Поэтому его точно нужно писать. Расскажите о том, почему вас заинтересовала наша вакансия, почему вы хотите у нас работать, близки ли вам наши ценности и стиль жизни. Можно добавить пару слов о себе и даже пошутить! Постарайтесь быть собой, покажите индивидуальность и желание стать частью команды. Необязательно писать много, это может быть пара предложений. Сопроводительное письмо — это первая «галочка» и преимущество на следующем этапе отбора — знакомстве с резюме.

На что обратить внимание:

  • Пишите грамотно.
  • Разговаривайте с работодателем на одном языке. Если вакансия написана просто и с юмором, не нужно писать формализованный текст в сопровождение к отклику.
Резюме

Воодушевившись бодрым сопроводительным письмом, HR начинает изучать ваше резюме. Написано много статей, книг и советов о том, как правильно составлять резюме и что в нем указывать. Расскажу о том, на что смотрим мы в Sabit.

Когда мы подбираем нового сотрудника на ту или иную вакансию, то хотим найти не машину, выполняющую функции, а человека. Человека, с которым сойдемся интересами, взглядами и темпераментом. Мы ищем думающих, прогрессивных, стильных, полных идей ребят. Тех, кто хочет профессионально расти и развиваться.

Конечно, мы внимательно изучаем прошлый опыт работы кандидатов. Но ещё внимательнее смотрим на графу «Обо мне»! Обо всём по-порядку.

Прошлый опыт работы. Что писать?

Если с опытным специалистом все более-менее понятно, то как быть человеку без опыта в интернет-маркетинге?

Здесь ваш главный помощник — это желание начать карьеру в новой сфере.

В описании вакансии мы подробно указываем качества, которые ожидаем увидеть в кандидатах. Используйте это. Расскажите в своем резюме о тех навыках и способностях которые у вас есть.

Может быть на прошлой работе вы общались с клиентами или занимались аналитикой? Это было в другой сфере? Ничего страшного. Напишите об этом.

Может быть вы проходили курсы или смотрели вебинары — отлично! Для нас это хороший знак. Одним словом — не бойтесь показать свою заинтересованность и способности.

На что обратить внимание:

  • Часто бывает, что человек меняет несколько мест работы, например каждые 3-4 месяца. Для HR-специалиста это «красный сигнал». Если это ваш случай, кратко укажите причины такой частой смены работы. Иначе, с большой вероятностью вам отправят отказ.
  • Не указывайте 100% одинаковое описание функционала на разных местах работы. Маловероятно, что в нескольких организациях вы выполняли совершенно одинаковые задачи. На взгляд HR-специалиста, вам просто лень писать.
  • Пожалуйста, проверьте грамотность!
После рассказа о прошлом опыте работы нужно заполнить графу «Обо мне».

И это наша любимая часть. Как я уже сказала, мы ищем в первую очередь подходящего Человека. И уделяем большое внимание разделу, в котором можно написать всё, что кандидат посчитает нужным и важным. Творите!

Но, пожалуйста, не используйте клише — «коммуникабельный, креативный, пунктуальный». Это скучно и не добавляет «плюсиков» соискателю.
Итак, с откликом и резюме справились. Что дальше?

Дальше, наш HR предлагает вам выполнить тестовое задание.
Тестовое задание. Что, зачем и как быстро нужно сделать

Тестовое задание — это несколько вопросов или практических заданий. Они помогают оценить ваши способности и уровень грамотности, умение формулировать, излагать мысли, находить и анализировать информацию, рассуждать, ориентироваться в стрессовых ситуациях.

Тестовое задание разное для каждой вакансии. Состоит оно из примеров задач, которые в той или иной степени нужно будет выполнять в процессе работы.

Поэтому для вас, как соискателя — это отличная возможность познакомиться с частью функционала и узнать чуть больше о нашей деятельности.

Для кандидатов без опыта мы отправляем задания, для выполнения которых не нужно обладать специфическими знаниями. Мы понимаем, что многие термины окажутся вам незнакомыми. Поэтому ответы на тестовые вопросы вы сможете найти в интернете, а при ответах на открытые вопросы — порассуждать и применить логику.
Тестовое задание приходит на вашу почту. Если вы откликались на сайте Headhunter, то мы отправляем задание на почту, которая указана в резюме. При этом вам приходит оповещение на hh.ru и SMS о том, что задание отправлено. В письме вы увидите ссылку на Google-форму с заданиями.

Среднее время для выполнения теста — 30-40 минут. Мы понимаем, что у человека бывает разная загрузка, может не быть доступа к интернету или ему нужно больше времени, чтобы сформулировать мысли. Поэтому не указываем срок, за который нужно выполнить задание. Однако, чем быстрее это произойдёт, тем лучше.

Так как тестовые задания небольшие, для себя мы определили, что ждем ответы не дольше трех дней. При этом, если спустя один день ответа нет — звоним и уточняем, дошло ли письмо и ориентировочные сроки выполнения.

Как заработать ещё пару галочек у HR-специалиста:

  • При получении тестового задания, напишите на Headhunter или электронную почту о том, что задание пришло, открывается и вы будете его выполнять. Идеально — написать к какому сроку вы выполните тест.
  • Если вы передумали, выбрали другое место работы или по иным причинам больше не интересуетесь вакансией — пожалуйста, сообщите нам об этом любым удобным способом. А то мы будем вам звонить и писать :)
  • Не затягивайте с отправкой готовых ответов. Ведь чем заинтересованней кандидат, тем быстрее он найдет время, чтобы выполнить задание.
На что стоит обратить внимание, при выполнении:

  • Внимательно читать задания и комментарии к ним. Например, в ответ на открытые вопросы мы просим писать не менее 5-6 предложений. Часто соискатели пишут лаконичные 5-6 слов, вместо развернутого ответа.
  • Отвечать на все поставленные вопросы и предлагаемые задания. Например, в тестовом задании на одну из вакансий мы предлагаем найти ошибки в договоре. Поверьте, это не просто так. Они там точно есть!
  • Грамотность. Настоятельно рекомендуем вам проверять орфографию и пунктуацию ваших ответов. Знайте, что если вы пишите «агентство» без Т, то где-то в мире плачет один HR. ;)
После отправки готового тестового задания нужно немного подождать. Как правило это 1-3 дня. За это время руководитель отдела, в котором открыта вакансия, проверяет тест, обсуждает его с HR-специалистом. После этого вы обязательно получите обратную связь. Если тестовое задание выполнено хорошо, приглашаем на собеседование к нам в офис.
Собеседование

Итак, вы в офисе Sabit. Что же вас ждёт?

Среднее собеседование у нас длится 60 минут. За это время мы знакомимся, обсуждаем ваш опыт и достижения на прошлом месте работы, интересы и умения. Задаем стандартные и не совсем стандартные вопросы :) Просим устно посчитать несложные задачки. Говорим о ваших хобби, планах на будущее.

Главная задача собеседования — познакомиться с человеком, понять насколько нам будет комфортно работать друг с другом. Одинаково ли мы понимаем вакансию, роль в компании и перспективы роста.

Не обходим стороной и финансовый вопрос. На собеседовании мы спрашиваем о ваших зарплатных ожиданиях. Подумайте над тем, с какой суммы вы готовы стартовать и сколько хотите получать, к примеру, через полгода-год. Хочется обратить внимание на то, что зарплата начинающего специалиста меньше зарплаты специалиста с опытом. Поэтому, желая начать карьеру с нуля в новой для себя сфере, будьте готовы получать и стартовую зарплату. Даже если до этого вы зарабатывали в два раза больше, но в другой сфере.

Собеседование заканчивается определением даты обратной связи. Мы никогда не оставляем кандидатов без ответа и обязательно сообщаем о принятом решении.

Как ещё порадовать HR-специалиста:

  • Утром позвонить и подтвердить собеседование. Если по какой-либо причине вы не можете приехать или передумали — сообщите об этом. Мы ценим время друг друга.
  • Прийти на 5-7 минут пораньше. Помимо проявления хорошего тона, эти несколько минут до собеседования позволят вам немного осмотреться и настроиться на продуктивную беседу.
  • Перед собеседованием посмотрите сайт, группу в социальных сетях компании, в которую хотите попасть — узнайте как можно больше.
На что стоит обратить внимание:

  • Постарайтесь быть собой. Все мы хотим казаться лучше, но знать собственные недостатки — это просто отлично и совсем не страшно.
  • До собеседования подумайте над вопросами к работодателю. У вас будет возможность их задать, и мы обязательно ответим.
  • Подумайте о том, что вы хотите рассказать о себе, чем гордитесь и к чему стремитесь.
  • Подготовьтесь к вопросу о ваших достижениях на прошлом месте работы.
  • Обдумайте ваши зарплатные ожидания.
Стажировки

Фух, собеседование пройдено! Но это еще не все.

Мы считаем, что за время собеседования узнать человека невозможно. Так как к подбору новых сотрудников и комфортному взаимодействию в команде мы относимся очень трепетно, то используем формат двухэтапной стажировки для новых сотрудников.

1 этап — это двух- или трехдневная стажировка (в зависимости от вакансии). Она направлена на знакомство со сферой. В это время вас ждет обучение основам интернет-маркетинга, изучение теоретических материалов по контекстной рекламе и поисковому продвижению, обсуждение заданий с наставником. Вы можете посмотреть на компанию изнутри, на взаимодействие между сотрудниками, внутренний климат.

Мы же оцениваем ваши способность усваивать новую информацию в большом объеме, умение анализировать данные, внимательность, организованность. Понимаем насколько комфортно взаимодействовать, как потенциальный сотрудник воспринимает критику и относится к замечаниям.

Этот этап заканчивается тестированием и беседой с руководителем и HR-специалистом.

На что обратить внимание:

  • Не опаздывайте. Мы рекомендуем приходить за 5-10 минут до начала стажировочного дня.
  • Уделяйте максимум своего внимания изучению теории и работе над заданиями. Не стоит пользоваться соц.сетями и мессенджерам по личным вопросам.
  • Важно чувствовать себя на работе комфортно, но лежать на диване или расслабленно слушать музыку в первые рабочие дни — не лучшая идея.
После итогового общения мы берем паузу для принятия решения. Это занимает один-два дня. Во время ожидания ответа подумайте, насколько вы готовы к огромному потоку новой информации, близки ли вам наши ценности и интересен ли вам интернет-маркетинг. Потому что сначала будет сложно.

Решение о продолжении сотрудничества принимают три человека — руководитель отдела, HR-специалист и директор. Оценивается ваше соответствие всем упомянутым выше пунктам.

Если решение принимается не в вашу пользу — не обижайтесь и не отказывайтесь от своей мечты! Может быть, вы были молодцом, но кто-то справился ещё лучше. Или мы верим, что вы можете стать прекрасным специалистом, но у вас недостаточный набор soft skills. Продолжайте развиваться и прокачивать свои навыки.

Если вы показали всё на что способны, отлично выполнили все задания, справились с итоговым тестированием, разделяете наши ценности, хорошо вписываетесь в коллектив и делаете это лучше всех остальных кандидатов — поздравляем! Впереди — финишная прямая.

Именно после успешной трехдневной стажировки мы делаем предложение по зарплате и приглашаем присоединиться к нашей команде.

Начинается второй, заключительный этап — двухнедельная стажировка.

С этого момента вы становитесь частью команды интернет-агентства Sabit.

В течение двух недель большую часть времени, по-прежнему, занимает обучение. Вы изучите ещё больше новой информации. Появятся и практические задания, начнется погружение в клиентские задачи и применение теории на практике.

Вот и всё. Итогом двух недель будет общение с руководителем по результатам и начало сложного, но увлекательного пути в интернет-маркетинге. А это именно то, чего вы и хотели! Ведь так? :)

В заключение хочу сказать, что 90% сотрудников Sabit пришли к нам без профильного опыта. Прошли все этапы и стали крутыми аккаунт-менеджерами, таргетологами, специалистами по контекстной рекламе и SEO. Поэтому, если вы интересуетесь интернет-маркетингом, активны и полны энергии — welcome! Всё получится!